Бенедикт Спиноза: обожествление Природы

Этот философ окончательно «растворил» Бога в Природе. Тем самым он обобщил философскую и научную мысль, восходящую к Николаю Кузанскому, подхваченную Н. Коперником и И. Кеплером, продолженную Джордано Бруно и Галилео Галилеем, а также Т. Гоббсом, Ф. Бэконом и Р. Декартом. Его можно назвать классиком философии Нового времени, пришедшей на смену средневековой философии.

Барух де Спиноза родился в 1632 году в Амстердаме — тогда крупнейшем городе Нидерландской республики, в семье сефардов — выходцев из Португалии. Соответственно, родным языком Баруха был ладино. Его отец — преуспевающий торговец. Мать Баруха умерла от туберкулёза, когда ему было 6 лет. С того же возраста он начинает посещать еврейскую религиозную школу. Там он изучает древнееврейский язык, а также учится толковать Тору, Талмуд и другие священные книги иудеев. Среди обязательных предметов там была также философия. Конечно, это была опять же еврейская философия. Тем не менее она далеко не всегда сводилась к обоснованию догматов иудаизма, но часто побуждала к непредвзятому поиску Истины. Многие изучаемые авторы отличались просвещённостью, широтой взглядов и универсальностью интересов. Некоторые из них были восприемниками идей античных философов, в частности Платона и Аристотеля. Кроме того, среди преподавателей школы попадались люди, которых коснулся дух свободомыслия, веявший в этом самом передовом государстве Европы того времени.

После смерти его старшего брата в 1649 году 17‑летний Барух прерывает учёбу и на некоторое время сосредоточивается на семейном торговом бизнесе. В 1653 году, когда ему было 20 лет, он возобновляет учёбу, но не в еврейской школе, а в частном светском университете. Там он совершенствуется в латыни и меняет своё имя на Бенедикт. Он также изучает древнегреческий язык, античную и средневековую философию. Изучает он и труды современных ему философов, в том числе Т. Гоббса, П. Гассенди, Н. Макиавелли, Дж. Бруно и Р. Декарта. Он изучает естественные науки и обучается рисованию. Там же он овладевает ремеслом — шлифовкой оптических стёкол. Он сближается с владельцем университета — Франциском Ван ден Энденом — ярым республиканцем (который впоследствии будет казнён во Франции за подготовку заговора против Людовика XIV). Одновременно Спиноза преподаёт в университете древнееврейский язык.

В 1654 году умирает его отец. Бенедикт наследует семейный бизнес, но не прекращает учиться и преподавать в университете. В это время среди студентов организуется кружок, где обсуждаются вопросы философии и религии. Многие участники кружка были представителями протестантской секты коллегиантов. Возникавшие там споры поощряли Спинозу к созданию его собственного философско-религиозного учения.

В 1660 году Спиноза за вольнодумство был отлучён от еврейской общины и, по ходатайству последней, даже изгнан из Амстердама как человек, представляющий «угрозу благочестию и морали». Таким образом, история сделала круг: в 399 году до Р. Х. Сократ был обвинён в «богохульстве и развращении юношества». Человек Познаю́щий, вызревающий в лоне Человека Первобытного, всегда рождается в муках, и отказ от человекоподобия Истинно Сущего, переход от общепринятой религии к обожествлению Природы всегда болезнен. Хотя один из предшественников Спинозы — Джордано Бруно — был сожжён на костре, сам Спиноза отделался лишь небольшими неприятностями (не считая случая, когда один из его бывших собратьев по вере с криком «Отступник!» бросился на него с ножом).

Бенедикт отказывается от семейного бизнеса в пользу своего младшего брата и удаляется в пригород Лейдена, где ему дают приют его друзья-коллегианты. Там он зарабатывает себе на жизнь шлифовкой линз и пишет свои первые произведения, в которых ощущается сильное влияние Декарта.

Спиноза не мог не восхищаться Декартом, который был его старшим современником. Усилиями этого ясного галльского ума философия, после её многовекового пребывания в должности «служанки богословия», вернула себе исключительное право на познание Истины. Конечно, прежде всего это знаменитое Декартово «сомнение» как начало философии: надо усомниться во всём. Что же достоверного остаётся после такого сомнения? Само сомнение! Да, «я сомневаюсь», т.е. «я мыслю», и в этом не может быть никакого сомнения! Так происходит возвращение к простому сократовскому «я знаю». Так происходит возвращение философии на позиции самого естественного мировоззрения для собственно Человека — субъективного идеализма, к признанию единственной достоверной реальности — Познаю́щего Субъекта.

Спиноза принимает участие в собраниях, устраиваемых коллегиантами, на которые также приезжают студенты и преподаватели Лейденского университета. Тогда же Спиноза был представлен секретарю Лондонского королевского научного общества Генри Ольденбургу, с которым у него сложилась долгая дружба. И примерно тогда же Спиноза начинает писать свой основополагающий труд — «Этику», где он освобождается от влияния Декарта и формулирует своё собственное учение. Пишет он по‑латыни, как это было тогда принято в научных кругах, а также чтобы избежать излишнего внимания цензоров к своим работам[1].

На первых порах Человек бывает настолько очарован открывшейся перед Ним Природой, что Он забывает Самого Себя. Он упускает из виду первичную, бессознательную деятельность Субъекта по само-опредмечиванию, само-овеществлению, по отображению Себя вовне и обрекает Себя на вечную «познавательную любовь» к Своему Отображению. Вот и Спиноза впадает в эту историческую ошибку и отчуждает свою субъективность в пользу Природы. В результате Последняя полагается существующей «Сама по Себе», а истинный (человеческий) Субъект запечатлевается в Ней как Natura Naturans (Природа Порождающая). В результате, Истинно Сущим Спиноза полагает не изначальное «Я», а Его «порождение» предмет Его познания, «не-Я», т. е. Природу. Именно Её он считает Богом, Которого он именует «Субстанцией». Здесь история вновь повторяется: на смену общепринятым религиозным верованиям приходит религия Природы, коей философия во многом является.

Итак, свою «Субстанцию» Спиноза полагает как «причину самой себя» (Substantia est causa Sui). Она бесконечна и неделима. Ей присущи некоторые основополагающие свойства, из которых нам известны, по крайней мере, два — «протяжённость» и «мышление», и каждый предмет Её представляет собой неразрывное единство этих свойств (т.е. каждая вещь неотделима от своего понятия). Признавая наличие у Природы Тела и Разума, Спиноза, однако, не выделяет Душу как отдельное Её свойство (этот недостаток впоследствии восполнит Шеллинг). Тем не менее он признаёт одушевлённость всех предметов Природы «в различной степени».

Главный труд Спинозы называется «Этика», а не «Метафизика». Это значит, что целью его исследования всё же является не ответ на вопрос «Как устроено Мироздание?», но скорее: «Как жить?» Как же следует жить Человеку, постигшему Истинно Сущее как «Субстанцию» и обретаясь в Ней? Согласно Спинозе все наши чувства и страсти вовсе не есть проявление нашей «свободы», но на самом деле обусловлены «природной необходимостью». Поистине свободна лишь сама Субстанция. Поэтому не следует давать волю своим чувствам и потакать своим страстям: надо стремиться быть, как Она, и относиться ко всему происходящему «с точки зрения вечности» (sub specie aeternitatis). Стало быть, высшей добродетелью для Человека является «познавательная (разумная) любовь к Богу» (amor Dei intellectualis). Указанная любовь составляет сущность Субстанции: она есть не что иное, как «самопознание Природы», участвуя в котором, как полагает Спиноза, Человек обретает и свободу, и блаженство, и спасение2

Итак, Человек остаётся наедине с Природой, и удел Его — познание, т. е. раскрытие в бесконечной «Субстанции» всё новых свойств, всё новых граней. В учении Спинозы исполнился завет, данный зачинателем философии Нового времени — Николаем Кузанским: «Здоровый и свободный ум, стремящийся ненасытно, в силу врожденного ему искания, постигнуть Истину, обязательно познает Её, крепко охватывая любовными объятиями». Теперь мы знаем, что Истина — это «Субстанция», это обожествлённая Природа, это обожествлённый Предмет человеческого познания.

В 1663 году Спиноза переезжает в пригород Гааги, а в 1670 году поселяется в самом городе. За это время ему удаётся опубликовать несколько своих произведений, в том числе «Богословско-политический трактат». В нём Спиноза отвергает «богодухновенность» Ветхого Завета и «избранность» еврейского народа, а также не допускает вмешательства Бога в естественный ход событий. Он критикует ветхозаветные представления об Истине и подчёркивает исключительное право философии на Её познание. В этой связи он отстаивает свободу философствования и свободу мысли вообще как условие духовного развития личности и как признак благополучия государства. При этом Спиноза выступает против любого вмешательства церкви в дела государства. В то же время Спиноза видит высшее выражение государства в лице Правителя. Граждане, по мнению Спинозы, должны повиноваться законам, даже если они не считают их хорошими, ибо только Правитель имеет право изменять законы, иначе государство будет разрушено. По сути, Спиноза выступает за «просвещённую» монархию, при условии наличия в ней надёжных механизмов, препятствующих её перерождению в тиранию.

В 1672 году от рук разъярённой толпы гибнет покровитель Спинозы — глава Нидерландской республики Ян де Витт. Философ тяжело переживал смерть человека, с которого он писал образ идеального правителя. Кроме того, Спиноза перестал получать назначенное ему денежное пособие, против него усиливаются нападки в официальной печати, а его «Богословско-политический трактат» попадает в число запрещённых книг.

В остальном размеренный порядок жизни Спинозы практически не изменился. Он продолжает работать над своей «Этикой», пишет ряд менее объёмных произведений. Друзья и единомышленники оказывают ему материальную поддержку. Кроме того, он продолжает вытачивать линзы для очков, микроскопов и телескопов, которые пользуются спросом и отличаются высоким качеством. Последнее, в частности, было оценено по достоинству выдающимся механиком и астрономом Х. Гюйгенсом.

В 1673 году Спиноза получает приглашение преподавать философию в Германии, в Гейдельбергском университете. Однако он ответил на это приглашение вежливым отказом, опасаясь потерять вышеупомянутую «свободу философствования».

В 1676 году Спиноза знакомится с другим выдающимся философом — Г. В. Лейбницем. Дружбы между ними не получилось, но Лейбниц воспринял у Спинозы идею Субстанции. При этом он решил подчеркнуть момент различия в этом Первоначале и выступил с идеей множественности Субстанций. Впрочем, он не внёс в учение Спинозы ничего принципиально нового: он ещё не знал, что количество — это «безразличная к бытию определённость».

Спиноза скончался в 1677 году в возрасте 44 лет от наследственного туберкулёза, усугублённого частым вдыханием стекольной пыли при шлифовке линз, а также скудным питанием (деньги он в основном тратил на книги). Похоронен он был на церковном кладбище в центре Гааги.

Учение Спинозы имело огромное воздействие на последующую философскую мысль, равно как и на всю европейскую культуру. Юный Гёте находил утешение в рассуждениях Спинозы. Альберт Эйнштейн открыто провозгласил свою веру в «Бога Спинозы»(3) В самом деле, единственным Богом для учёного является Природа. Любой учёный, достигая вершин философского обобщения, не может не восхититься стройностью и разумностью Мироздания,   

Но философия Спинозы имела и более широкомасштабные последствия. Свободомыслие, проповедуемое им, строго говоря, относилось лишь к общепринятым религиозным верованиям, но не к «Субстанции». «Безликая» Природа оказалась Богом не менее грозным, чем вочеловеченный Бог христианства, и Бог, осознавший Себя как «Природу», в не меньшей степени будет стремиться к вочеловечению.

Христианство к тому времени уже в значительной степени выродилось в примитивное язычество, направляемое хитрыми и алчными жрецами. Попытка протестантизма возродить христианство как религию Истинного Бога имела лишь кратковременный успех. Эпоха Возрождения возвестила о том, что история человечества пошла по второму кругу, и учение Спинозы о «Субстанции» предоставило тому необходимое философское подтверждение. Оно поставило жирную точку в истории «христианской цивилизации» и одновременно стала точкой отсчёта нового круга европейской (мировой) истории.

Обожествление Природы ведёт, прежде всего, к обожествлению светской власти (Её царствие именно «от мира сего») и, в конечном счёте, к обожествлению светского Правителя. На том историческом этапе эти процессы вылились в превращение государства, по выражению Гоббса, в «единое лицо». Всё это имело своим результатом парад абсолютных монархий, который положил конец притязаниям римских пап на светскую власть в Европе.

Дальнейшее развитие будет связано с уточнением триединой божественной Природы, с обособлением, обожествлением и последующим вочеловечением Её Частей. Спиноза пока что обожествил Природу как Целое, Разум и Тело Природы у него только намечены, а Душа ещё не выделена в отдельный «Атрибут». 

Человек поистине есть ступень в развитии Божественной Личности, а Природа — это лишь Отображение Человека. Спиноза же отрывает от Человека Его Отображение и полагает Последнее сущим Самим по Себе. Причину Природы он усматривает не в Человеке, а в Ней Самой.

Тем не менее, с точки зрения диалектики, Причина Природы, будучи Самой Природой, всё же отлична от Последней(4). В силу указанного различия, вопрос о Начале Природы остаётся открытым. В дальнейшем философия будет пытаться вернуться к первичности Субъекта, под Коим тогда понимался Человек. Однако Последний не мог удовлетворить требованиям, предъявляемым к истинному Субъекту. Поэтому философия будет постоянно соскальзывать на Природу и подменять Субъекта какой-нибудь Её Частью. 

Как бы там ни было, ничего, кроме Природы, Человеку ближайшим образом не дано. Поэтому спинозизм, т. е. обожествление Природы, будет вечно сопровождать Человека (пока Он остаётся Таковым) будет Его и вечной Истиной, и вечным соблазном. Весьма удачно эту двусмысленность Природы выразил поэт Ф. И. Тютчев:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

___________________________________________________

1 В 1600 году за подобные взгляды был сожжён на костре Джордано Бруно.                    2 Ср.: «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Иоанна 4:16).        3 Эйнштейн писал: «Бог — это загадка, Но загадка постижимая, Я ничего не испытываю, кроме трепета, когда наблюдаю законы природы».                                        4 Спиноза сам различает в своей Субстанции Natura Naturans (Природа Рождающая) и Natura Naturata (Природа Рождаемая).

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.