Наполеон: вочеловеченный Разум

Гегель, приняв эстафету от «века разума и просвещения», создал философскую систему «объективного идеализма». При этом он полагал, что на этом дело кончится, и обожествлённый им Разум Природы воплотится лишь в его философии, а прусская конституционная монархия останется воплощённым идеалом общественного устройства. Правда, он как-то назвал Наполеона «Абсолютным Духом на коне», но это было, скорее, «фигурой речи». Будучи объективным идеалистом, Гегель не мог предположить, что высшим выражением Разума станет не его философское учение, и не прусская конституционная монархия, а именно конкретный Человек. Ведь Бог – это Личность, жаждущая не только осознать Себя, но и вочеловечиться. Так что дело здесь не могло ограничиться появлением «Логики» Гегеля, равно как и разумного государственного устройства. Вочеловечение имеет свою логику, которая, в данном случае, проявилась в попытке насадить религиозный культ Разума, а, в конечном счёте, привела к обожествлению отдельного человека. Этого человека звали Наполеон Бонапарт.

Наполеоне Буонапарте (так его звали на местном диалекте итальянского языка) родился 15 августа 1769 года в многодетной дворянской семье на средиземноморском острове Корсика, который в ту пору фактически был независимым государством. Отец его был адвокатом и дипломатом, а также вторым человеком во власти на этом острове-государстве. В год рождения Наполеона Корсика была завоёвана французами.

Однако отец Наполеона быстро вошёл в доверие новой власти, благодаря чему ему удалось направить двух своих старших сыновей на обучение во Францию. Причём Наполеону сразу же была определена военная карьера, в то время как его брат должен был учиться на священника.

В военном училище Наполеон был замкнут и необщителен: ведь французов он считал захватчиками своей родины. Его соученикам так же не нравилась заносчивость этого иноземца. Математика и баллистика давались ему гораздо легче, чем науки гуманитарные.

Как бы там ни было, Наполеон с детства много читал. С овладением им французским языком, круг чтения его значительно расширился. Более всего его увлекали книги о путешествиях, а также книги по истории. Этот юноша недолго думал о том, делать жизнь с кого. Его кумирами всегда были Александр Македонский и Юлий Цезарь. Возможно, именно равнение на этих великих людей пробудило у него также интерес к философии. По крайней мере, он узнал, кто был воспитателем Александра, и кто был убийцей Цезаря (имеются в виду соответственно ученик Платона – Аристотель и приверженец стоицизма – Брут).

Успехи юного Наполеона были столь впечатляющими, что он, выиграв надлежащий конкурс, был зачислен в Королевскую кадетскую школу в Париже. Любовь к чтению у него не ослабевает: теперь он не просто читает, но подробно конспектирует прочитанное.

В 1785 году умирает его отец. Наполеон заканчивает досрочно кадетскую школу, причём высокий уровень его знаний на выпускных экзаменах удостоверяет выдающийся французский математик, физик и астроном П.-С. Лаплас. В том же году Наполеон начинает военную службу в чине лейтенанта. Внушительную долю своего жалования он посылает матери. Кроме того, он берёт на воспитание своего 11-летнего брата. В это нелёгкое для него время его любимыми авторами становятся французские просветители Вольтер и Руссо, а также драматург Корнель. Но наиболее сильное впечатление на него произвёл роман Гёте «Страдания молодого Вертера», который Наполеон прочёл много раз.

В 1788 году произошёл эпизод, который мог бы изменить ход мировой истории. Во время очередной русско-турецкой войны Наполеон попытался поступить на службу в русскую армию. Однако, согласно тогдашним правилам, иностранцы, принимаемые в русскую армию, понижались в чине. Это не могло устроить честолюбивого Наполеона.

Он безоговорочно поддержал Французскую революцию, разразившуюся в 1789 году. В то время он находился на его родной Корсике. Выступая на стороне революционной Франции, он разошёлся с местным руководством, которое вновь настаивало на независимости острова. Под давлением сепаратистов он, вместе с семьёй, покидает Корсику. Так проявилась широта взглядов Наполеона, который пренебрёг своими детскими, местническими представлениями ради высоких идеалов свободы, равенства и братства. Не только честолюбие двигало им.

В 1793 году вверенные Наполеону войска одержали блестящую победу над британцами, воевавшими на стороне роялистов. Ловким манёвром они были выбиты из города Тулона, за что 24-летний Наполеон получил звание бригадного генерала.

Тем временем во Франции открылась истинная причина Революции: там была провозглашена новая религия – «культ Разума». Это уже был не просто «философский идеализм», и здесь Бог уже не довольствовался лишь осознанием Себя как Разума Природы. Но даже этот вполне развитый религиозный культ был ещё слишком отвлечённым воплощением Божества. Требовался ещё некий Человек, Который бы стал олицетворением этого культа.

После термидорианского переворота Наполеон впал в немилость из-за своих связей с якобинцами. Однако вскоре он был вновь призван для подавления мятежа роялистов в Париже. Блестяще справившись с этой задачей, он был произведён в дивизионные генералы и назначен командующим войсками тыла.

В 1796 году Наполеон женится на дочери генерала, казнённого во время якобинской диктатуры.

Тогда же он был направлен в Италию. Французские войска под командованием Наполеона, освободили значительную часть этой страны от австрийского господства. Причём французы часто не превосходили противника ни численностью, ни вооружением, и победы их в Италии во многом объясняются их боевым революционным духом. Но, более всего, они объясняются полководческим даром Наполеона.

Популярность Наполеона стала вызвать озабоченность у французских властей. Им хотелось отправить Наполеона защищать интересы Франции куда-нибудь подальше. На очереди стояла задача «разобраться» с Англией. Для ослабления последней было решено захватить Египет, куда и направляется Наполеон.

Однако в Египте Наполеон воевал недолго. Его насторожили тревожные донесения с других фронтов, а также обострившаяся обстановка в самой Франции. В то же время, поддержка со стороны армии была ему обеспечена. Посему он решил, что настало ему время перейти свой Рубикон. В 1799 году он неожиданно появился в Париже, разогнал «недееспособные» органы государственной власти и стал фактическим правителем страны. В исторической науке это событие обычно считается концом Французской революции. В действительности же революция сама по себе – это лишь ступень в очередной попытке вочеловечения Бога. Всякая великая революция завершается обожествлением вождя, что сопряжено с внутренней диктатурой, а также с внешней экспансией.

В 1804 году Наполеон провозглашает себя императором. Этот шаг отпугнул от него некоторых его почитателей, которые не ощутили религиозной подоплёки происходящих событий: они считали Наполеона лишь выдающимся человеком, который должен претворить в жизнь высокие идеалы «разума и просвещения» (так, в частности, считал Бетховен). Поэтому, провозгласив себя императором, Наполеон поступил даже скромно. Поистине Он был, хотя и «исторически ограниченным», но вполне действительным воплощением Бога, а именно, обожествлённого Разума Природы.

Диктатура Наполеона не была властью ради власти. Прежде всего, она была направлена на достижение политической и экономической стабильности страны. Но главным смыслом этой власти было сохранение завоеваний Революции. После беззакония, присущего абсолютной монархии, отношения между людьми отныне выстраивались на основе «естественного права». Новый правовой порядок был закреплён в наполеоновском «Гражданском кодексе».

Затем Наполеон продолжил Свои зарубежные походы, поделиться с другими народами идеалами свободы, равенства и братства, восторжествовавшими на французской земле. Конечно, в глубине души, Его не могло не смущать, что Сам Он по сути оставался абсолютным монархом, к тому же узурпатором, а по отношению к «освобождаемым» народам – захватчиком. При случае Он не гнушался и чисто феодальными способами захвата чужих земель, как например, с помощью «династических браков». В частности, он дважды предлагал руку и сердце российским августейшим особам женского пола, но оба раза получал отказ (кстати, такой фокус Наполеону удался в отношении австрийской принцессы). В то же время, указанная «неразборчивость» Наполеона в средствах, опять же, не была самоцелью: как говорится, «для пользы дела». Впрочем, истинная миссия Его оставалась для Него столь же непостижимой, как и непостижимо всё, происходящее в этом мире, не будучи рассмотрено sub specie Dei.

К 1811 году большая часть Европы «наслаждалось свободой» в рамках единой Французской империи. Однако, достигнув своего зенита, звезда Наполеона стала клониться к закату. Возможно, в глубине души, Наполеон это ощущал. Но, как всякий правитель, задержавшийся у власти, Наполеон потерял чувство реальности. Он стал предпринимать отчаянные шаги, чтобы увековечить свою власть (впрочем, шаги эти не выходили за рамки осуществления Наполеоном Своей миссии). В 1810 году, чтобы обзавестись наследником, он разводится со своей неплодной 1-й женой и сочетается браком с дочерью австрийского императора. Однако брак этот был без восторга воспринят во Франции, а судьба наследника, рождённого в этом браке, оказалась незавидной. Русская кампания 1912 года стала для Наполеона роковой. Измотанные остатки его войск, разбавленные необстрелянным пополнением, потерпели сокрушительное поражение в «Битве народов» под Лейпцигом в 1813 году.

Посрамлённый Наполеон попытался совершить самоубийство. Однако яд, который Он долго носил собой, не возымел ожидаемого действия, и Наполеон остался жив. Он отрёкся от французского престола и был выслан на средиземноморский остров Эльба. Впрочем, эта ссылка отнюдь не была равносильна тюремному заключению. Остров был передан Ему в собственность, за ним был сохранён титул императора (в рамках острова) и даже придано небольшое войско в качестве «личной охраны».

Большую часть времени Он пребывал в глубокой задумчивости. Понемногу Наполеон стал заниматься  благоустройством своей мини-империи: принимал местных «ходоков», пытался провести какие-то реформы, в частности, улучшения в сельском хозяйстве. Его навещали его друзья и родственники, в частности, его мать, а также, пожалуй, единственная женщина, которая осталась верной ему до конца – польская графиня Мария Валевска. Но, отрекшись от звания императора Великой Франции, Он по-прежнему оставался в ранге воплощённого Бога, откуда Его не в силах был кто-либо разжаловать.

Периферическим зрением Наполеон не переставал следить за событиями на большой земле. Между тем, события там принимали дурной оборот. На троне была восстановлена династия Бурбонов. С ними же вернулись феодалы, лишившиеся имущества и привилегий в ходе Революции. Наполеон не мог равнодушно взирать на то, как  дело его жизни оборачивается прахом. В 1815 году он с небольшим отрядом высаживается на побережье Франции. Войска, посланные, чтобы остановить его, перешли на Его сторону. Через несколько дней Он уже был в Париже, встреченный ликующей толпой.

В отличие от французов, остальная Европа восприняла «2-е пришествие» Наполеона без восторга. Главы государств, собравшиеся на Венском Конгрессе, объявили непокорного корсиканца «вне закона» и стали собирать войска для решающего сражения. Вскоре состоялась битва при Ватерлоо, которую Наполеон проиграл.

Тем не менее, поражение Наполеона было далеко не разгромным, причём не только в плане военном. Принципы философского идеализма, догматы религии Разума, которые олицетворял Наполеон, достаточно глубоко укоренились в европейской общественной жизни, а затем разошлись по всему миру. Так заявило о себе мощное мировоззрение, имя которому «либерализм». Это была сила, с которой уже нельзя было не считаться, и которая, при случае, уже вполне могла защитить себя. Вернувшиеся на французский трон Бурбоны уже не могли править страной безраздельно.

Сам же Наполеон сдался на милость британских властей и был выслан на отдалённый остров Святой Елены в Атлантическом океане. Он получил статус не политического беженца, а военнопленного, и условия его содержания были, по образному выражению самого Наполеона, «хуже, чем в клетке Тамерлана». Однако Он старался сохранять присутствие духа. Поверженный Кумир вновь обращается к литературному творчеству, которому Он отдал дань в молодые годы (ведь Наполеон был автором романов, политических памфлетов, и даже философского трактата «Диалог о любви»). На острове он диктует свои «Мемуары».

Почитатели Наполеона не оставляли попыток вызволить венценосного узника из заточения и воссоздать «наполеоновскую империю» то в Африке, то в Америке. Но охрана Наполеона на сей раз была непроницаемой, и все такие попытки успешно пресекались.

Образ Наполеона всё более идеализируется: Он наделяется чертами романтического героя, с которым связываются такие мотивы, как «непонятость», одиночество, бунтарство, изгнание, бегство и т. п. Его участь стала источником вдохновения для таких поэтов как Лермонтов и Байрон. Даже у классика-Пушкина созерцание свободной стихии моря пробудило воспоминание о Байроне и Наполеоне как двух гениях, после ухода которых «мир опустел».

Наполеон ушёл из жизни 5 мая 1821 года. Он завещал похоронить себя на берегах Сены. Но британские власти постановили похоронить Его на острове. Лишь в 1840 году останки Наполеона было разрешено перевести во Францию. В конечном счёте, Его гробница была установлена в некрополе парижского Дома инвалидов, причём материал для гробницы был предоставлен российским императором Николаем 1-м (по всей видимости, облачение рассадника «вольнодумства» в карельский порфир позволяло тирану чувствовать себя в большей безопасности).

Какие же выводы можно сделать из обожествления Разума Природы и последующего Его вочеловечения? Какия новыя черты добавляет эта Попытка к живописуемому Образу Божию? По всей видимости, Она выявляет «просвещённость», «образованность» и «предпочтение Закона своеволию» как неотъемлемые свойства божественной Личности.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s