Людвиг Фейербах: обожествление Человека

Учение Фейербаха стало, пожалуй, 2-й попыткой обожествить Субъект в философии Нового времени. Первая была предпринята И. Г. Фихте, который попытался достроить Его до «Абсолютного Я», что затем подвигло Г. В. Ф. Гегеля на переосмысление Последнего как «Абсолютного Разума». Фейербах же сразу выступил против каких бы то ни было сверхприродных, в том числе, идеалистических толкований Субъекта и предложил обожествить Человека Таким, Каков Он есть. Но при этом Фейербах впал в другую крайность: под «Субъектом» он понимал не собственно Человека, а «Человеческий Род», возникающий из недр «Природы». Таким «приземлённым» толкованием Субъекта воспользуется К. Маркс, который переосмыслит Его как развивающееся «Абсолютное Тело», достигающее разумности с появлением «Человеческого Общества».

Людвиг Андреас фон Фейербах родился 28 июля 1804 года в городе Ландсхут (Нижняя Бавария) в семье, богатой талантами. Его отец был крупным юристом, дядя – математиком, а племянник впоследствии станет известным художником.

В гимназические годы Людвиг проявил склонность к религии, и даже изучил древнееврейский язык, чтобы читать Библию в оригинале. В 1823 году юный Фейербах поступает на теологический факультет университета Хайдельберга. Там он увлёкся учением Гегеля и «променял теологию на философию». Он переводится в Берлинский университет, чтобы слушать лекции самого мэтра.

Следует отметить, что Фейербах – пожалуй, первый из классических философов, в жизнь которого уже с юных лет вторгается политика, хотя Фейербах отнюдь не был революционером. За участие в студенческом движении он находился под надзором полиции, а его брат был посажен в тюрьму. В дальнейшем многие произведения Фейербаха преследовались цензурой, некоторые из них были запрещены, а его дом подвергался обыску.

В 1826 году Фейербах представляет свою диссертацию «De ratione una, universali, infinita» (О едином, всеобщем и бесконечном разуме) в университет г. Эрланген, после чего начинает там преподавать. Однако его преподавательская деятельность была недолгой.

В 1830 году Фейербах анонимно публикует свою первую книгу – «Мысли о смерти и бессмертии». В ней он отвергает идею бессмертия души как «эгоизм», полагая, что истинное бессмертие достигается лишь в Разуме. Кроме того, он убеждён, что идея личного бессмертия препятствует «полноценной жизни». Это ещё куда ни шло. Но Фейербах неосмотрительно дополнил свою работу сатирическими «куплетами», высмеивавшими некоторые основополагающие догматы христианской религии. В результате книга была конфискована, а сам Фейербах, признав своё авторство, был лишён права преподавания.

Одно время Фейербах пытается эмигрировать, но у него не хватает денег на переезд. Он продолжает заниматься научной работой в своей стране и даже публикует несколько трудов по истории философии. В 1837 году он женится и переезжает в деревню недалеко от Нюрнберга, где живёт практически безвыездно в течение почти четверти века. В это время он сотрудничает с журналом либеральной направленности «Галльские ежегодники по немецкой науке и искусству». Этот журнал издавали т. н. «младогегельянцы» – продолжатели учения Гегеля, которые пытались трактовать его в «революционном» духе и считали Фейербаха своей «восходящей звездой». Журнал неоднократно подвергался нападкам со стороны прусских властей и в итоге стал выходить в Париже под редакцией Карла Маркса.

В это же время усиливается критическое отношение Фейербаха к философии его учителя – Гегеля. Как и в случае Аристотеля и Платона, «жеребёнок лягает свою мать». Его расхождения с Гегелем в отношении религии уже проявились. В то время как Гегель деликатно «интегрировал» религию в развитие своего Абсолютного Духа, Фейербах, в духе идей Просвещения, настаивал на полном отказе от традиционной религии.

В 1839 году появляется работа Фейербахa «К критике философии Гегеля». В ней проводится целенаправленная критика учения Гегеля «снизу», со стороны Материи. Фейербах был призван устранить образовавшийся в философии крен в вопросе о происхождении Природы в сторону Разума. Устами его возопило возмущённое Тело Природы: «Я первично».

Критические замечания в адрес Гегеля находят своё продолжение в манифесте «Принципы философии будущего», где Фейербах провозглашает создание новой философии, которая отталкивается от «чувственности», от «материальной действительности», от воздействия на наши органы чувств предметов «внешнего мира». «Всеобщий Разум» при таком подходе низводится до положения «абстракции» разума отдельных разумных существ.

Однако в случае Фейербаха это не был философский материализм в строгом смысле слова. Это был, скорее, некий материалистический гуманизм, или религия Человека. Дело в том, что философия для Фейербаха, по существу, всегда была формой религии, и он искал в ней не столько Истину, сколько Спасение. Философия Гегеля лишь на время удовлетворила эту его потребность и оказалась лишь «религией Разума», которая даёт насыщение уму, но не сердцу.

Указанные идеи Фейербах развивает в своей знаменитой книге «Сущность христианства», которая вышла в 1841 году. «Истинным Богом» для Фейербаха является Человек. Вернее, не просто Человек, а Человеческий Род. Последний есть высшее проявление Природы, поэтому «истинной религией», по его мнению, должна быть «религия Человека».

Откуда же, с точки зрения Фейербаха, берутся «неправильные» религии – как, например, христианство или философский идеализм? Это, по мысли Фейербаха, происходит вследствие «отчуждения» и «объективации» отдельных человеческих качеств или же всей «родовой сущности» Человека.

Каковы же причины такого отчуждения? Фейербах полагает, что такое отчуждение является необходимым этапом на пути к «правильному» осознанию Человеком своей сущности: «Религия есть первое, косвенное самосознание Человека». Подобно тому, как Абсолютный Дух познаёт Себя, объективируясь в конечный мир, так и конечный дух познаёт Себя, объективируя себя в идею Бога, а затем осознавая, что такое отчуждение есть лишь способ, которым человеческий дух раскрывает свою сущность.

По мнению Фейербаха, «правильному» осознанию Человеком своей родовой сущности, препятствуют невежество, страх перед стихийными силами природы, а также неустроенность «земного» человеческого бытия. Кроме того, в образе Божества отражаются неосуществлённые желания и неоправдавшиеся надежды людей: Бог есть то, чем человек хочет быть.

Фейербах предлагает «озарить жизнь религиозным смыслом» и краеугольным камнем ея сделать любовь к Человеку. «Священна дружба, священна собственность, священен брак, священно благо каждого человека», – провозглашает он. Фейербах выдвигает новую, «правильную» религию, на знамени которой написано: «Человек Человеку Бог». В конечном счёте, Фейербах призывает к тому, к чему ранее призывал Иисус Христос – «возлюбить ближнего своего». Только, в отличие от Христа, Фейербах считает, что можно обойтись без Бога и призывает возлюбить ближнего как ценность «саму по себе», поскольку он (или она) – высший Продукт Материи.

Итак философ Фейербах вовсе не отказывается от религии. Напротив, он убеждён в ея необходимости. Отчасти это оправдано, ибо правда религии состоит в том, Истинно Сущее всё же есть Бог. Но правда также и в том, что Природа – не есть Бог. И обожествление Материи, т. е. Тела Природы ничем не лучше, чем обожествление (Ея) Разума. Этого философского материалиста вполне можно упрекнуть в непоследовательности. Истоки учения Фейербаха, скорее следует искать в учении Спинозы, а продолжение – в нашем российском богоискательстве и богостроительстве.

С другой стороны, учение Фейербаха не столь безобидно. Ибо фактическое обожествление Материи всё равно происходит. При этом картина получается вовсе не такая благостная, какой она представляется Фейербаху. «Материалистический Бог» – отнюдь не есть Любовь. Воплощаясь, Он проявляет не только положительные, но и отрицательные «человеческие» качества. Причём всё это оформляется надлежащим религиозным культом, включая массовые поклонения и жертвоприношения, что в полной мере проявилось в российской истории.

Фейербах с энтузиазмом воспринял революционные события 1848 года в Европе. Он приезжает во Франкфурт, где участвует в первом Германском парламенте. Он также читает курс лекций по происхождению религии в Хайдельберге. Однако разочарованный неудачей Франкфуртского парламента и последовавшей за этим политической реакцией, он вновь удаляется в свою деревню.

В 1860 году материальное положение Фейербаха резко ухудшилось. Он переезжает в другое место, также недалеко от Нюрнберга, и последние годы жизни прозябает в нищете. В это время он неуклонно эволюционирует от своего материализма «с человеческим лицом» в сторону социализма без прикрас. Он изучает «Капитал» Маркса и вступает в Германскую социал-демократическую рабочую партию. Фейербах скончался 13 сентября 1872 года после нескольких инсультов и был похоронен в Нюрнберге.

Итак, на вопрос: «есть ли жизнь после Гегеля?» Фейербах ответил утвердительно. Жизнь продолжается, история продолжается. Поэтому надо что-то делать, что-то менять. Как идеализм, философия была завершена. Значит, Истину надо искать в иных сферах Природы, например, в человеческой истории. Незадолго до своей смерти Фейербах делает следующее признание:

“Моим первым желанием было сделать философию общечеловеческим делом. Но кто однажды вступает на этот путь, неизбежно приходит в конце концов к тому, чтобы сделать человека предметом философской деятельности и отринуть самое философию, так как она только потому станет общечеловеческим делом, что она перестанет быть философией. Когда-то целью жизни для меня было мышление, теперь же жизнь является для меня целью мышления. Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей”.

Отсюда лишь один шаг до «революционного преобразования действительности», предложенного Марксом.

Но этот шаг Фейербах так и не сделал. Главное открытие, сделанное Фейербахом, состоит в том, что философский Субъект, выявленный Кантом и Фихте, – это, на самом деле, Человек, а вовсе не  Разум, и что Разум – это, на самом деле, человеческий разум. Предполагаемое здесь обожествление Человека служит источником такого мировоззрения, как «гуманизм». Да, тот самый «абстрактный гуманизм», презираемый коммунистами, фашистами, и даже либералами, но который всё же добился своего признания в «правах человека», благодаря которому отменяется смертная казнь, и караются «преступления против человечности», благодаря которому за навязчивыми «образами Природы» порой проглядывает «человеческое лицо».

Главное открытие, сделанное Фейербахом, состоит в том, что философский Субъект, выявленный Кантом и Фихте, – это, на самом деле, Человек, а вовсе не  Разум, и что Разум – это, на самом деле, человеческий разум. Предполагаемое здесь обожествление Человека служит источником такого мировоззрения, как «гуманизм». Да,  тот самый «абстрактный гуманизм», отвергаемый монархистами, коммунистами, нацистами и даже либералами,  но  который всё же добился своего проявления в борьбе за «права человека», благодаря которому отменяется смертная казнь, и караются «преступления против человечности», благодаря которому за навязчивыми «образами Природы» порой проглядывает «человеческое лицо».

Но, признав Субъекта Человеком, Фейербах, тем не менее, не признаёт Человека ступенью в развитии Бога, но опять же норовит вывести Человека из Природы, и даже из Материи. В этом состоит ошибка (вернее, «историческая ограниченность») Фейербаха. Он критиковал идеализм за то, что последний отчуждает от Человека Его Разум. Сам же он отдался в объятия материализма, который отчуждает от Человека Его тело.

И всё же, переходя от идеализма к материализму, Фейербах так и не дошёл до конца и остановился на (абстрактном) Человеке. Лишь Маркс осуществил указанный переход полностью и определил Человека, уже исходя из собственно Материи, т. е. как множество индивидов, движимых, в конечном счёте, «материальными» потребностями и связанных, в конечном счёте, «материальными» отношениями. И высшим проявлением Материи уже будет не Человек, а «Пролетарий».

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s