Карл Маркс: обожествление Материи

С этим пророком философско-религиозного материализма Нового времени связано обожествление Тела Природы.

Учение Маркса возникло, прежде всего, как критика гегелевского понимания Субъекта как Разума. Конечно, Маркс, как и многие его современники, был впечатлён грандиозной и в то же время изящной картиной развития Разума, нарисованной Гегелем, и по содержанию этого развития у него почти не было возражений. Только вот Разум ли это развивается? Возможность толкования Субъекта как Тела показал Шеллинг, но он, как говорили советские философы, «колебался» между материализмом и идеализмом. Маркс же без колебаний подхватил материалистическую линию Шеллинга и распространил действие диалектических законов развития, открытых Гегелем, на Человеческое Общество.

Карл родился в 1818 году в старейшем городе Германии – Трире, называемом также «Северным Римом», в еврейской семье. Отец его был преуспевающим адвокатом. Он был человек передовых взглядов, поклонник Вольтера, принявший активное участие в политических реформах, проводимых в Прусском королевстве по манию просвещённого монарха. Мать Карла была всего лишь образцовой домохозяйкой, хотя впоследствии она оказалась двоюродной бабушкой основоположника транснациональной компании «Филипс». Вскоре после рождения Карла отец его принял лютеранство.

Сначала маленький Карл получал домашнее образование. С 12 лет он посещал гимназию, директор которой был другом его отца, с которым он разделял идеи свободомыслия. В возрасте 17 лет Карл поступил в Боннский университет, а вскоре перевёлся в Берлинский университет. По настоянию отца, Карл усиленно изучал право. Но собственные интересы юноши-Маркса всё более сосредоточивались в области истории, а затем философии. В свои студенческие годы он также пытался сочинять стихи, романы и даже пьесы. Кроме того, он изучал языки, в том числе, английский и итальянский.

В 1841 году, на окончание университета, Маркс представил диссертацию на тему «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Это свидетельствует о тогдашнем увлечении Маркса античными материалистами. И это не случайно: ведь ему было суждено продолжить материалистическую линию философии, но уже на новом уровне.

В Берлинском университете ещё свежи были воспоминания о том, как там царил «абсолютный идеалист» Гегель. Молодой Маркс также не избежал влияния великого философа. Он стал гегельянцем, точнее «младо-гегельянцем»: он примкнул к тем, кто пытался  наполнить «Логику» Гегеля «реальным содержанием», т. е. истолковать её не как развитие Духа, но как развитие Материи.

После окончания университета Маркс собирался заняться научной работой. Но вскоре он понял, что не может открыто высказывать свои откровенно атеистические взгляды в академическом сообществе в условиях «реакционного» политического режима. На какое-то время он становится журналистом и редактором газеты «Райнише Цайтунг». Параллельно он продолжает свои философские изыскания.

Между тем, старший коллега Маркса по философскому цеху – Л. Фейербах – уже «разоблачил» сущность религии. Оказалось, что Бог – это «отчуждённая родовая сущность Человека», а философский идеализм – «утончённая форма религии». Маркс восторженно воспринял эти «открытия» и задался целью вернуть Человеку Его утраченную сущность, «освободить» Его от религии, а заодно и покончить с философским идеализмом, обожествляющим человеческий разум.

Итак, «на самом деле», никакого Бога, как нет и Сознания, существующего отдельно от Человека. Есть лишь Природа, а в Ней – Человек, или, точнее Человеческий Род. Почему же Человек отчуждает от Себя и обожествляет свою сущность? Среди причин такого отчуждения Фейербах упоминал неустроенность «земного» человеческого бытия. И всё же, согласно Фейербаху, основная причина состоит в том, что Человеческое Сознание развивается, и религия  возникает как первое, косвенное самосознание Человека. Развитие же Человеческого Духа состоит в преодолении этого отчуждения, после чего на Земле должна воцариться «истинная» религия – «Человек Человеку Бог». Ведь Человек – высшее проявление Природы, так что, кроме Человека, здесь более некого обожествлять.

Маркс решительно критикует «непоследовательность» фейербаховского, как ему казалось, «материализма» (а по сути, попытку толкования Субъекта как Человека). Причину вышеуказанного отчуждения Человеком Своей Сущности он усматривает именно в неустроенности, превратности «земного» человеческого бытия. Стало быть, задача состоит в том, чтобы устранить эту неустроенность. Маркс сосредоточивается на «материальной» стороне жизни людей: он пытается найти решение основных вопросов бытия и его осознания в области экономики. Прежде всего, он уточняет понятие Человека. Маркс приходит к выводу, что Человек – это на самом деле Сообщество Людей, скрепляемое материальными, т. е. экономическими – прежде всего производственными – отношениями.

Корни «отчуждения» Человека от Его Сущности Маркс усматривает прежде всего в производственной сфере, когда производимый людьми продукт отнимается от них и господствует над ними в виде денег, и когда сами люди (вернее, их рабочая сила) становятся «товаром». Логика развития такого товарного производства приводит к тому, что подавляющее большинство людей фактически оказываются пролетариями, работающими на кучку собственников средств производства. Изменить такой порядок вещей может лишь революция: «оружие критики не может заменить критики оружием».

Попутно уточняется смысл и значение философии: «Подобно тому, как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие», – утверждает Маркс. Таким образом, «истинная» философия, в отличие от религии и философского идеализма, – это философия материалистическая, которая, в конечном счёте, есть не что иное, как мировоззрение самого обделённого общественного класса – Пролетариата, равно как и осознание Им необходимости насильственного захвата политической власти.

В 1843 году «Райнише Цайтунг» закрыли. Вскоре Маркс женится на дочери одного из своих высокопоставленных друзей, с которой он был помолвлен уже несколько лет, и переезжает с ней в Париж. Там он основывает другую газету – «Немецко-французские ежегодники», в которой сотрудничают многие выдающиеся люди того времени, в том числе, немецкий поэт Г. Гейне, российский революционер М. А. Бакунин, а также коммерсант и журналист Ф. Энгельс, с которым у Маркса завязалась многолетняя и плодотворная дружба.

Немецко-французские ежегодники» просуществовали всего год. В 1845 году Маркса высылают из Парижа. Его принимают в Брюсселе с условием, что он не будет публиковать материалов по текущей политике. Там, совместно с Энгельсом, была написана работа «Немецкая идеология», в которой они, на основе критики новейшей немецкой философии, конкретизируют свою концепцию материалистического понимания истории. Они вновь сосредоточиваются на критике «непоследовательности» материализма Фейербаха, который считал мышление главной деятельностью Человека. Возражая Фейербаху, Маркс и Энгельс главной для Человека считают именно «материальную», или «чувственную-предметную деятельность», которая так или иначе осознаётся.

Кстати, знаменитые «Тезисы о Фейербахе» были написаны Марксом в качестве наброска к «Немецкой идеологии». В них он вновь пытается разъяснить, что истинным Абсолютным Субъектом является не Разум, а развивающаяся Материя. Стало быть, на той ступени Ея развития, когда появляется Человеческое Общество, главным должно признаваться не мышление, а человеческая чувственная деятельность, практика. Поэтому истинность мышления доказывается именно на практике. Поэтому истинной деятельностью для Человека следует признать практически-критическую, революционную деятельность по преобразованию как Природы, так Своих, общественных отношений.

Достигнув ступени Человеческого Общества, Материя продолжает развиваться по преимуществу как «борьба классов». Основным здесь становится противоречие между уровнем развития производительных сил и формой собственности на них. Это противоречие каждый раз разрешается революцией, направленной против господствующего класса собственников. Своего высшего выражения это противоречие достигает на ступени «буржуазного» способа производства, когда общество раскалывается на подавляющее неимущее большинство и меньшинство собственников средств производства. Тогда совершается коммунистическая революция, которая не заменяет один господствующий класс другим, но приводит к уничтожению каких бы то ни было классов. Возникающее бесклассовое общество представляет собой возвращение к первобытному, до-классовому обществу на новом уровне.

В 1847 году Маркс и Энгельс вступили в тайное общество – «Союз справедливых», после чего оно стало называться более определённо: «Союз коммунистов». Для этой организации в 1848 году друзья написали «Манифест коммунистической партии», который вышел в Лондоне. В «Манифесте» уже предлагается вполне конкретный план действий, осуществляемых Пролетариатом после захвата Им политической власти. Эти «мероприятия» включают в себя, среди прочего, отъём собственности у «буржуазии» и «одинаковую обязательность труда для всех». Кто бы мог подумать, что признание философского Субъекта как Материи (т. е. Тела Природы) будет чревато такими потрясениями для человечества! Пробуждённая Марксом Материя обернётся новой религией, которая мало чем будет отличаться как от исторически сложившегося христианства, так и прогремевшей по Европе религии Разума.

Благодаря каскаду демократических революций 1848 года в Европе, Маркс возвращается в Париж, а затем едет в Германию. Там, в Кёльне он основывает ежедневную газету «Нойе Райнише Цайтунг», которая стала органом вышеупомянутого «Союза коммунистов». В 1849 году, после спадания революционной волны, газету закрыли, и Маркс, в конченом счёте, оказывается в Лондоне, где и  проводит остаток своих дней.

В Лондоне семья Марксов жила в относительной бедности, перебиваясь случайными заработками, и во многом благодаря материальной поддержке со стороны Энгельса. Большую часть времени Маркс проводит в библиотеке Британского музея, работая над своим «Капиталом». В этом произведении Маркс сосредоточивается, опять же, на экономической стороне жизни человеческого общества, в частности, на процессе превращения денег в капитал, а рабочей силы – в товар. Основная мысль Маркса заключается в том, что работник, работая на собственника средств производства, производит товаров на сумму гораздо большую, чем его зарплата. Прибавочную стоимость, которая получается в результате такой «эксплуатации», собственник средств производства далеко не всегда тратит на «развитие» или на «общее благо», но, чаще всего, на личное обогащение. Это приводит к обнищанию наёмных рабочих, разорению мелких собственников, к пролетаризации основной массы населения и сосредоточению всех богатств в руках немногих.

Согласно Марксу, беспомощность Человека перед лицом этих стихийных процессов выражается в религии, а стремление кучки имущих увековечить своё господство – в философском идеализме. Лишь материалистический подход к человеческой истории, «правильное» осознание вышеуказанных процессов, с точки зрения Маркса, позволяет обуздать стихию товарного производства, совершить коммунистическую революцию и направить накопленные и создаваемые богатства на благо всего общества.

Живя в Лондоне, Маркс дополняет свои теоретические изыскания организационной работой. В 1864 году, он создаёт международное товарищество рабочих – Первый Интернационал.

В 1871 году Маркс стал свидетелем попытки коммунистического переустройства общества во Франции. Он увидел в Парижской Коммуне первый опыт диктатуры пролетариата и прообраз государства нового типа.

Интересовался он и событиями в России. Учитывая своеобразие исторического пути этой страны, он не исключал возможности использования соответствующих особенностей российской крестьянской общины для переустройства страны и высоко оценивал деятельность Народничества. Переживший своего друга Энгельс уже не питал особых иллюзий относительно российской крестьянской общины, которая к тому времени уже поддалась буржуазному разложению. Отдавая дань Народничеству, он всё же связывал свои основные надежды с марксистской Группой «Освобождение труда», созданной Г. В. Плехановым.

Карл Маркс умер в Лондоне 14 марта 1883 года в возрасте 64-х лет.

Итак, философский материализм Нового времени в своей теоретической части достиг в учении К. Маркса и Ф. Энгельса своей абсолютной вершины и, по сути, стал религией. Они пренебрегли предостережением Канта о «субъективности» Природы и вновь признали Природу Истинно Сущим. Впрочем, они считали, что они переосмысливают «Абсолютный Субъект», выдвинутый Фихте, переосмысленный Гегелем как «Разум», и Которому Фейербах попытался вернуть человеческий облик.

В качестве «Абсолютного Субъекта» Маркс и Энгельс выдвинули «Материю», т. е. из 3-х составных Частей Природы они признали первичным Ея Тело. Конечно же, они столкнулись трудностями при объяснении возникновения Жизни и, затем, Разума. Но они вышли из положения тем, что объявили Их ступенями развития Тела, что выглядело более «естественным», чем выведения всей тотальности Природы из «Разума» или из «Души» (Воли-к-Жизни).

Сначала Тело развивается «вслепую», в силу Своих «внутренних противоречий». С появлением сознания Тело Природы начинает осознавать своё бытие, т. е. свои «внутренние противоречия». На этой ступени своего развития Материя предстаёт как Человеческое Общество. Таким образом, всё, что происходит в действительности, можно кратко охарактеризовать как «материальный процесс жизни», который «осознаётся».

Но ведь можно правильно осознавать своё бытие, а можно неправильно. Например, правильное познание законов Природы позволяет Человеку использовать Её в своих целях. В Человеческом Обществе также действуют свои законы, которые можно познавать правильно, а можно и ошибаться. Например, возникновение идеи Бога или Богов, или Абсолютного Разума – это ошибочные идеи, хотя и вполне объяснимые с исторической точки зрения. Источник происхождения таких ошибочных представлений – это, прежде всего, ещё не познанные явления Природы. Но, более всего, они появляются в силу «неправильного» осознания того, что «на самом деле» происходит в Человеческом Обществе.

А «на самом деле» в Человеческом Обществе происходит то, что можно обозначить как «производство»: сюда входит и воспроизведение рода, а также производство вещей, необходимых для выживания (еда, одежда и т. п.). Развитие производства приводит к общественному неравенству. Средства для производства (орудия труда, земля и т. д.) указанных вещей однажды оказываются собственностью некоей группы людей. Они уже не работают – они лишь владеют средствами производства. Работают же другие, которые пользуются этими средствами производства, причём последние им не принадлежат. Соответственно, работникам не принадлежит и продукт, ими произведённый. Они за свой труд получают деньги, на которые они уже могут (или не могут) купить произведённый ими же продукт. В результате Человеческое Общество оказывается разделённым на «классы», основные из которых это “собственники средств производства” и “трудящиеся”.

Соответственно, философский идеализм возникает как мировоззрение, обслуживающее собственников средств производства, которые хотят сохранить за собой эту собственность. Они вполне довольствуются «чистым мышлением» и всякими чисто мыслительными конструкциями. Философский материализм возникает как мировоззрение людей, выражающих интересы неимущих, которые недовольны существующими производственными отношениями и стремятся их изменить. Религия же (вера в Бога или Богов) возникает как мировоззрение самих неимущих, выражающее их беспомощность перед сложившимися производственными отношениями. Обычная революция приводит лишь к смене форм собственности. Пролетарская же революция приводит к исчезновению классов и полному обобществлению средств производства.

Таким, приблизительно, был ход мыслей Маркса. Неискушённому уму материализм может показаться более «естественным» философским учением, чем идеализм или «философия жизни». Однако естественность эта – мнимая. Будучи отображением Человека, Природа поистине есть нераздельное единство Разума, Души, и Тела. И всякия попытки обожествить какое-нибудь одно Начало и вывести из Него Оба Другие обречены на неудачу. И всё же, эти три попытки обожествления являются необходимыми попытками Бога, обретающегося в Человеке, определить Себя, исходя из открывшейся Ему триединой Природы. В этом смысле, Фейербах, стремясь обожествить Человека, был, пожалуй, ближе к Истине. Но он ошибался, считая Человека природным существом, а не ступенью в развитии Божественной Личности. Маркс же, в отличие от Фейербаха, исходил не из «Природы вообще», а из «Материи», что, соответственно, вело к обожествлению не «Человека вообще», а «Пролетариата».

Сеющий ветер пожнёт бурю. Философский материализм, т. е. фактическое обожествление Тела Природы, с неизбежностью приведёт к попытке вочеловечения этого Тела, вызывая небывалые общественные потрясения, и найдёт своё высшее выражение в культе Вождя. Тогда действительно не будет ни традиционной религии, ни философского идеализма, ни даже «философии жизни». Но их не будет не потому, что их «не будет», а потому, что они будут запрещены, а их идеологи – уничтожены.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s