Шопенгауэр: глашатай Мировой Души

Этого философа, наряду с Гегелем и Марксом, можно считать основоположником одного 3-х основных направлений философии Нового времени – т. н. «иррационализма». В отличие «идеализма», полагающего в основу Мироздания «Разум», и от «материализма», признающего первичность «Плоти», философский иррационализм исходит из промежуточного, «непознаваемого» Начала Всего Сущего, издревле известного как «Мировая Душа».

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в «вольном» городе Данциге (ныне Гданьск, Польша), входившем тогда в Польско-Литовское Содружество, в немецкой семье с голландскими корнями. Отец его был преуспевающим предпринимателем, при этом человеком культурным и образованным, поклонником Вольтера. Мать его была дочь министра и немного писательница.

В 1793 году, после захвата Данцига Пруссией, семья переехала в Гамбург. Затем Артура на некоторое время оставляют во Франции, а позже – в Англии, где он учится в различных пансионах. В 1805 году 17-летний Артур возвращается в Гамбург, где работает в конторе своего отца. В том же году его отец гибнет при невыясненных обстоятельствах, так что на Артура сваливается всё бремя ведения бизнеса.

Но юношей овладевает неодолимая тяга к знаниям. Он разрывается между долгом перед семьёй и необходимостью следовать зову Истины. Параллельно с управлением компанией он усиленно занимается самообразованием. Но вскоре он всё-таки продаёт бизнес, переезжает в Веймар – столицу Великого герцогства Саксен-Веймар, – где в то время живёт его мать, и готовится к поступлению в университет.

В 1809 году Артур поступает в Гёттингенский университет, который тогда находился в Королевстве Вестфалия, – сначала на медицинский факультет, а затем он переходит на философский. Но и этого ему показалось недостаточно. В 1811 году он переводится в Берлинский университет, расположенный в столице соседнего королевства – Пруссии. Там, в числе прочих, он слушает лекции знаменитого философа И. Г. Фихте, который пытался обожествить Субъект в противовес Субстанции. Там же в то время преподавал основоположник «либеральной теологии»  Ф. Д. Э. Шлейермахер, которой, в духе романтизма, определял религию как «интерес и вкус к бесконечности».

В 1813 году Берлин наводняют остатки наполеоновской армии, потерпевшей поражение в России. Шопенгауэр ищет более спокойного местопребывания. Он возвращается в Саксен-Веймар и поселяется в предместье Йены, где пишет свою диссертацию, посвящённую вопросам философии. В своей работе 25-летний философ позиционирует себя как последователь Канта. В то же время, отталкиваясь от Канта, он формулирует основные положения своего собственного философского учения.

Шопенгауэр преодолевает кантовский скептицизм путём переосмысления как Субъекта, так и «Вещи-в-Себе». Оба у него фактически образуют ещё один, «недостающий» Атрибут спинозовской Субстанции, Который становится Ея Natura Naturans. Полученное Первоначало, в отличие от Разума или Тела, есть собственно Жизнь, Которая в античности изображалась в виде «Мировой Души», а в философии Нового времени обычно определялась как «Мировая Воля». В отличие от Шеллинга, Шопенгауэр не отшатнулся от своего открытия и не вернулся к христианскому Богу. Напротив, он жадно ухватился за это «скользкое» Первоначало и определил Его более ёмко и, в то же время, более однозначно, как «Воля-к-Жизни».

Выдвижение Воли в качестве Начала Всего Сущего было поистине велением времени. Интересно, что Шопенгауэр начинает с того, к чему некоторые его старшие современники шли мучительно и долго. Фихте почти всю свою жизнь потратил на воздвижение своего «Абсолютного Субъекта», Который лишь в конечном счёте переродился у него в «разумную и животворящую Волю». Шеллинг же побывал и материалистом, и идеалистом, пытался объединить «Субъект» и «Объект», и даже выдвинул идею «Абсолюта», Который, по сути, оказался всё той же «Абсолютной Волей».

С 1814 по 1818 год Шопенгауэр живёт в столице Королевства Саксонии – Дрездене, где пишет книгу своей жизни – «Мир как Воля и Представление», в которой он развивает идеи, изложенные в его диссертации. Итак, Истинно Сущим Шопенгауэр полагает Волю-к-Жизни, Которая есть не Разум, и не Тело, а некое всеобщее неодолимое и безотчётное Стремление, или Желание. В силу ограниченных возможностей человеческого восприятия, Мировая Воля представляется Человеку как «Природа», Которая есть не что иное, как опредмеченная Воля, Ея Отображение, Ея Откровение.

Шопенгауэр отвергал Гегеля и считал его шарлатаном. Он утверждал, что Мировая Воля не имеет ни смысла, ни цели. Тем не менее, он не мог избежать гегелевского влияния: он полагал свою Волю развивающейся и даже признавал противоречие как источник Ея развития. По его словам, Она пребывает в «раздоре» с Самой Собой и настолько же утверждает Себя, настолько и отрицает. Для Шопенгауэра, развитие Мировой Воли – это достижение всё большей степени Ея самопознания. Соответственно, развитие, наблюдаемое в Природе, для него было ничем иным, как проявлением развития Мировой Воли. В этой связи, он различает 4 ступени овеществления Мировой Воли: стихийныя силы Природы (1), растительный мир (2), животный мир (3), и Человек (4). И всё же высшей формой овеществления Воли Шопенгауэр считает «платоновския идеи», или, говоря более современным языком, понятия вещей.

Признавая первичность Мировой Воли (Души), Шопенгауэр неизбежно сталкивается с определёнными трудностями. С одной стороны, он вынужден признать наличие жизни в неживой Природе. С другой стороны, он не может убедительно объяснить появление разумности, которая при таком рассмотрении вещей выступает как некий «излишек». Строго говоря, для Мировой Воли разумность вообще не нужна. Поэтому, с одной стороны, Человек выступает как высшее проявление Воли, как Разумная Воля. С другой стороны, чем разумнее, чем развитей Человек, тем более он чувствует свою уязвимость и «ненужность», тем острее он чувствует абсурдность всего происходящего в этом мире, где властвует неразумная, необузданная Воля.

Жизнь человеческая, с точки зрения Мировой Воли, представляет собой чреду исполнимых и неисполнимых желаний, которые могут быть как осознанными, так и неосознанными. Исполненное желание через некоторое порождает новую жажду, а неисполненное или неисполнимое (или неосознанное) желание ложится на человека тяжким бременем. Но если даже Человеку удаётся исполнить все свои желания, то тогда им овладевает скука от пресыщения. Впрочем, какой бы ни была жизнь Человека, она в любом случае, представляет собой трагедию, ибо она всегда заканчивается смертью. В общем, Шопенгауэр приходит к выводу, что жизнь Человека, в основе своей, есть страдание. Таким образом, Шопенгауэр, хотя и не вернулся в лоно христианства, зато он решительно двинулся в сторону буддизма.

Какой же выход Шопенгауэр предлагает из ситуации, в которую он поместил Человека? Здесь, похоже, он идёт на попятную. Шопенгауэр выступает против того, чтобы дать волю Воле, тем более против того, чтобы взрастить Её до «Воли-к-власти». Напротив, опять же в духе буддизма, он в качестве решения предлагает подавление своей индивидуальности, т. е. своего рода «нирвану». Прежде всего, это «отказ от желаний», иными словами, аскетизм. В этом же русле может быть полезным «сострадание» – отождествление своей страждущей воли и таковой других людей и животных, что приводит к известному «самоотречению».

Есть и другие способы отдохновения от ненасытности Воли. Например, наука. Здесь Человек выступает как Учёный: Он отвлекается от Своих желаний и отождествляет Себя с Субъектом научного познания. Он здесь восходит от вещей к их понятиям. Более того, Он может целиком погрузиться в сферу чистых понятий, как в виде фундаментальной науки, так и идеалистической философиии. Чистые идеи, хотя также представляют собой овеществлённую Волю, но являются высшим, утончённым Ея проявлением. Так что увлечение ими делает Человека как бы свободным от желаний, незаинтересованным наблюдателем.

Ещё один путь избавления связан с восприятием произведений искусства и вообще с восприятием чего-либо прекрасного. В этом случае, человек, опять выступает в качестве бескорыстного созерцателя, если, конечно, предмет его восприятия не связан с возбуждением каких бы то ни было плотских желаний. По сути, это постижение тех же самых «идей», но только в образах. Высшим видом искусства Шопенгауэр считал музыку. По его мнению, она, в отличие от других искусств, выражает не идею, а непосредственно саму Мировую Волю. Причём находясь под воздействием музыки, слушатель остаётся незаинтересованным созерцателем: получая представление о Воле «из первых рук», он, тем не менее, не попадает под воздействие собственно Воли. Поэтому Шопенгауэр считал Музыку наиболее полным, хотя и образным, изложением своей философии.

Но как бы Человек ни старался уйти из-под влияния Воли, жизнь его всегда является трагедией, ибо она всегда заканчивается смертью. Впрочем, всё не так безнадёжно. Хотя Человек смертен, однако Воля бессмертна. Можно сказать, что Человек бессмертен в своей воле: это всегда «Я», Которое всегда чего-то хочет. По сути, это и есть признание бессмертия Души, но, конечно же, Души не индивидуальной, а всё той же Мировой Души, вочеловеченной в различных индивидах. Такое толкования бессмертия Души Шопенгауэр называл «палингенезией».

В 1818 году Шопенгауэр уезжает в Италию. Там он знакомится с памятниками истории и культуры, читает итальянских поэтов, посещает оперу. После Дрездена с его знаменитыми художественными собраниями саксонских курфюрстов, Италия его поразила, прежде всего, богатством античного наследия. Конечно, Шопенгауэр был хорошо знаком с античными авторами, но здесь он увидел воочию остатки того, что служило им источником вдохновения.

Его книга «Мир как Воля и Представление» была издана в 1819 году. Однако она расходилась плохо, и ввергла Шопенгауэра в значительные расходы.

С 1820 года Шопенгауэр начинает преподавать в Берлинском университете. Однако лекции его не пользовались популярностью: в соседней аудитории вещал Гегель, так что все почти поголовно были помешаны на его диалектике, и никому не было дело до какой-то непонятной «Воли». Как уже было сказано выше, Шопенгауэр тоже не мог избежать влияния Гегеля, хотя и не хотел в этом признаться: ведь его «Воля» фактически развивается по тем же законам, которые открыл Гегель. Просто у Гегеля этот Закон был представлен, так сказать, в чистом виде, а именно, как Разум.

В 1833 году Шопенгауэр уезжает из Берлина, спасаясь от эпидемии холеры. В конечном счёте, он осел во Франкфурте-на-Майне, где он практически безвыездно жил  в течение последних 27 лет своей жизни. Он вёл размеренный образ жизни: играл на флейте, выгуливал своих собак, обедал в ресторане, узнавал политическия новости из «The London Times», а по вечерам посещал театры. Основное своё время он посвящал чтению книг, всё более увлекаясь древнеиндийской культурой: в конечном счёте, его настольной книгой стали «Упанишады» в латинском переводе. За это время он пишет несколько небольших работ, которыя поясняли и развивали отдельные положения его философского (и по сути религиозного) учения. Тогда же выходит 2-е издание его книги «Мир как воля и представление», которое дополняется 2-й томом, содержащим разъяснения и комментарии к 1-му.

В 1851 году издаётся его произведение «Парерга и Паралипомена» (включения и изъятия), которое имело подзаголовок «Отдельные, но систематически распределенные мысли о разного рода предметах». Здесь Шопенгауэр уже как будто не был озабочен развитием своего учения или даже просто изложением оного.

Здесь содержались афористичные, часто парадоксальные рассуждения о человеческой жизни. Можно сказать, что философия здесь излагается в форме, более пригодной для потребления в литературных салонах, чем среди академической общественности. И это в немалой степени способствовало росту известности Шопенгауэра. Но, как ни странно, именно такой стиль оказался вполне подходящим для изложения философии Воли-к-Жизни. Недаром он вскоре будет перенят преемником Шопенгауэра – Ф. Ницше.

В 1859 году, ободренный возросшим интересом к своим трудам, Шопенгауэр осуществляет последнее, 3-е издание своей основополагающей книги – «Мир как воля и представление». В предисловии к нему философ прозорливо отмечал: «Если я наконец, добился успеха и получил удовлетворение в конце своей жизни, глядя на начало влияния моих идей, то только от надежды на то, что влияние это будет увеличиваться тем дольше, чем оно запоздало в начале».

Шопенгауэр скончался 21 сентября 1860 года, дожив до 72-х лет. Своё имущество он завещал прусским военнослужащим, пострадавшим при подавлении ими революции 1848 года. В этом последнем акте своей индивидуальной воли он указал направление, в котором будет воплощаться пробуждённая и обожествлённая им Мировая Воля-к-Жизни.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s