Моцарт: судьба Художника в «век разума и просвещения»

Mozart1Моцарт – отрада моего детства. Сколько раз я останавливался в коридоре нашей общей квартиры и заслушивался божественными звуками его музыки, доносившимися из радиоточки через приоткрытую дверь соседской комнаты! Среди единодушного одобрения политики партии и правительства и столь же единодушного осуждения американского империализма, среди бесконечных рапортов об очередном перевыполнении плана, а также среди псевдонародной музыки, представленной хором имени Пятницкого, по советскому радио звучали подлинные шедевры мировой музыкальной классики. Недобитая русская интеллигенция, окопавшаяся на всесоюзном радио, ссылаясь на необходимость коммунистического воспитания трудящихся, использовала малейшую возможность для пропаганды своих «гнилых» общечеловеческих ценностей. Ведь музыка Моцарта общедоступна, и её проигрывание не вызывало ни раздражения властей, ни активного сопротивления народа. Кроме того, лично у меня его музыка связывалась с образом моей матери, которую я безумно любил и которая, как мне тогда казалось, была очень похожа на Моцарта, портрет которого я увидел в Большом зале Московской консерватории.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756-м году в Зальцбурге – столице одноименного архиепископства, входящего в Священную римскую империю германской нации. Его первым и, пожалуй, единственным учителем был его отец. Он обучил Вольфганга игре на клавесине, скрипке и органе, а также языкам и прочим общеобразовательным предметам. В отличие от обычных учеников Вольфганг не следовал за своим обучением, а значительно опережал его, достигая гораздо большего, чем требовал от него учитель. К пяти годам Вольфганг достиг таких успехов, что его отец – известный композитор – бросил сочинять и лишь записывал то, что сочинял его гениальный сын.

С 1762 года начались гастрольные поездки юного гения по странам Европы. Во время своих поездок он знакомился с произведениями других композиторов и также с самими композиторами. Так, в Лондоне, он встретился с одним из наиболее модных тогдашних композиторов – И. Х. Бахом, который оказал на Моцарта заметное влияние. В Париже издаются его сонаты для скрипки и клавесина, а в 1771 году в Милане была поставлена его опера «Митридат». Везде выступления чудо-ребёнка сопровождались шумным восторгом, и он был щедро осыпан поцелуями королей и вельмож. Тем не менее, ему, вопреки надеждам его отца, не удалось заработать сколько-нибудь значительных денег или получить приемлемую должность.

В 1773 году Моцарт назначается музыкантом при дворе архиепископа в его родном Зальцбурге. Здесь гений Моцарта расцвёл новыми красками и нашёл выражение во многих музыкальных жанрах. Появляются его симфонии, клавирные и скрипичные сонаты, концерты, а также новые оперы. Однако жалование его остаётся невысоким, к тому же Зальцбург – всё же небольшой, провинциальный город, что не позволяло гению Моцарта развернуться в полную силу. Поэтому он не оставляет попыток найти лучшую долю за пределами родины.

В 1781 году Моцарт имел печальный опыт лишний раз убедиться в том, что его положение в тогдашнем «просвещённом» обществе было ничуть не выше, чем таковое слуги или даже крепостного; причём дело дошло до физического оскорбления. Композитор, опьянённый шумным успехом его оперы «Идоменей» в Мюнхене, был вызван его работодателем – архиепископом зальцбуржским в Вену, на коронацию австрийского короля Иосифа II. Последний предложил Моцарту выступить перед ним за огромную сумму. Однако архиепископ запретил ему это делать. Моцарт выказал своё недовольство, но, в буквальном смысле слова, получил «пендаля» от одного из приближённых архиепископа. Несмотря на уговоры своего отца, Моцарт оставляет службу. Он поселяется в Вене и ведёт жизнь свободного художника.

Пребывание Моцарта в австрийской столице поначалу складывается весьма удачно, хотя Моцарту приходится много работать. Впрочем, сочинительство всегда было ему в радость, и ему порой не хватало 24-х часов в сутки, чтобы перенести посетившие его откровения на нотную бумагу. В доме, где он снимает комнату, он оказывается в окружении прекрасных барышень. Однако пока Моцарт остаётся верен музыке. В одном из своих писем к отцу, он признаётся: «Мне дан талант, и я не хочу растрачивать его на женитьбу и тому подобные вещи».

Богатство чувств, передаваемых его музыкой, расширяется и достигает полноты, присущей музыке романтической. Это любовь и невинность, грусть и ярость, смелость и страх. Лучше всего образный строй произведений Моцарта выразил его русский «побратим», поэт Александр Пушкин:

  • Представь себе… кого бы?
  • Ну, хоть меня — немного помоложе;
  • Влюблённого — не слишком, а слегка, —
  • С красоткой, или с другом — хоть с тобой, —
  • Я весел… Вдруг: виденье гробовое,
  • Незапный мрак иль что-нибудь такое…

Тогда же Моцарт сформулировал своё эстетическое кредо: «Страсти не должны быть выражаемы так сильно, чтобы возбуждать отвращение; музыка, даже при самых ужасных ситуациях, никогда не должна оскорблять слуха, но обязана ему доставлять наслаждение».

Моцарт часто выступает перед императором, в том числе, соревнуясь в искусстве импровизации с Муцио Клементи. Очередная опера Моцарта – «Похищение из сераля» – имела грандиозный успех и была поставлена во многих городах Европы. Примерно в этот же период времени Моцарт углублённо изучает рукописи великих полифонистов – И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, что, безусловно, обогатило его собственный музыкальный язык. Он как-то заметил: «Для меня общение с Бахом – это общение со всей Вселенной».

В 1782 году Моцарт всё-таки женится. Его избранницей стала одна их вышеупомянутых барышень – певица Констанция Вебер (кстати, родственнице будущего композитора К. М. фон Вебера). Моцарт сочиняет всё новые клавирные концерты, с которыми успешно выступает в различных концертных залах Вены. Доходы молодой семьи Моцартов растут, так что они ни в чём себе не отказывают и, можно сказать, даже роскошествуют.

В 1784 году Моцарт знакомится с Й. Гайдном, которому посвящает 6 своих струнных квартетов. «Папаша Гайдн» с благодарностью принимает подношение коллеги, и два столпа венской классики становятся друзьями.

Несмотря на отсутствие систематического образования Моцарт, как почти всякий великий художник, не мог не задумываться о смысле бытия и не избежал философско-религиозных исканий. С этим, по всей видимости, было связано его вступление в масонский орден. В дальнейшем его примеру последовали и его отец, и его друг Й. Гайдн. Масонское братство было чем-то вроде церкви для образованных людей. Там руководствовались идеалами добра и справедливости, выдвинутыми французскими просветителями, в частности, Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро. Особенно подчёркивалось равенство «братьев», несмотря на сословные различия: там все были на «ты», будь то король или кучер.

Присоединение к масонскому  братству явилось для Моцарта не просто отдохновением от зла и несправедливости, царивших в повседневной жизни. Оно вызвало к жизни одну из лучших его опер – «Волшебную флейту», а также целый пласт «масонской музыки», которая контрастировала с господствовавшим тогда «галантным» стилем. По духу, да и по интонационному строю, она предвосхищала финальный хор 9-й симфонии Бетховена.

В 1786 году в Вене и Праге была поставлена опера Моцарта «Свадьба Фигаро», где, в облачении ярких мелодий и сладких гармоний, с новой силой прозвучала тема протеста против социальной несправедливости; показано благородство простолюдина Фигаро и убожество его титулованного хозяина. В 1787 году была поставлена опера «Дон Жуан», где утверждались идеи нравственности, и подчёркивалась неотвратимость наказания за грехи. Обе оперы имели успех у публики, хотя критики указывали на некоторые сложности, возникавшие при исполнении и восприятии этих произведений.

В 1787 году Иосиф II приглашает Моцарта на должность придворного композитора, и ему было назначено постоянное жалование. Должность эта стала вакантной после смерти оперного реформатора К. В. Глюка.

В 1788 году появляются последние симфонии Моцарта, в том числе, знаменитая 40-я.

В том же году Австрия объявляет войну Османской империи. В 1789-м грянула Французская революция. С одной стороны, революция провозглашала победу идеалов добра и справедливости, столь близкие Моцарту, однако улучшения материального положения Моцарту она явно не сулила. Эти тревожные события привели к сворачиванию концертной жизни в Вене. Покровители и любители искусств были более озабочены тем, как сохранить свою власть и собственность.

Материальное положение Моцарта резко пошатнулось. Пытаясь поправить его, Моцарт предпринимает гастрольную поездку в Германию и как будто даже получает приглашение от короля Пруссии Фридриха Вильгельма II – племянника знаменитого просвещённого монарха и композитора Фридриха II – стать его придворным музыкантом. Но по каким-то причинам их «сотрудничество» ограничилось лишь тем, что Моцарт написал несколько струнных квартетов для самого короля и несколько клавирных сонат для его дочери.

В 1790 умирает высочайший покровитель Моцарта – император Иосиф II, и дела Моцарта идут совсем плохо. Привыкнув жить на широкую ногу, он начинает брать взаймы огромные суммы. Написанные им тогда оперы «Так поступают все женщины» и «Милосердие Тита» не имели успеха и не принесли ощутимого дохода.

В 1791 году появляется последняя опера  Моцарта – «Волшебная флейта». Премьера её состоялась в одном из предместий Вены. Дирижировал сам Моцарт. Несмотря на причудливый сюжет, идея этой оперы вполне очевидна – это победа сил добра и света над силами зла и тьмы, это счастье, даруемое тому, кто пройдёт через все испытания. В опере также можно угадать и политические пристрастия позднего Моцарта – это просвещённая монархия. Впрочем, все эти идеи поданы с таким изяществом и изрядной долей юмора, что трудно заподозрить автора в какой бы то ни было тенденциозности. Кроме того, «Волшебная флейта», а также написанная ранее опера «Похищение из сераля» (обе исполняются на немецком языке) заложили основы немецкой национальной оперы.

Моцарт почувствовал себя плохо во время пражских премьер его последних опер. У него возникли мучительные боли, началась рвота, и тело его стало опухать, что изобличало классические симптомы отравления. Кроме того, незадолго до его болезни какой-то «человек в чёрном» заказал у него Реквием. Мнительный Моцарт принял этот заказ близко к сердцу и не мог отделаться от той мысли, что пишет он этот реквием для самого себя. За всем этим можно заподозрить некий дьявольский расчёт: как будто кто-то хотел уничтожить его не только физически, но и морально.

Смерть Моцарта последовала 5 декабря 1791 года. Обстоятельства похорон Моцарта остаются тайной, покрытой мраком, и место его захоронения неизвестно. Это, опять же, наводит на мысль о заговоре: как будто кто-то хотел уничтожить даже самую память о Моцарте.

В самом деле, недоброжелателей у Моцарта было предостаточно. Конечно, прежде всего, это была зависть, которую, на физиологическом уровне, не могли не испытывать к нему некоторые, не столь одарённые, «товарищи по цеху». К тому же Моцарт не ограничивал себя в повседневных нуждах и не стыдился роскоши: он жил в богатых апартаментах, обедал в лучших ресторанах, разъезжал в шикарных каретах, и жена его не одела одного и того же платья дважды. Он держался независимо, был остёр на язык и говорил то, что думает, невзирая на лица. Как-то император Иосиф II сделал его вполне деликатное замечание: «Дорогой Моцарт, Ваша музыка прекрасна, но в ней слишком много нот». На что Моцарт не без раздражения ответил: «Именно столько, сколько нужно, Ваше Величество».

Но расчёты злоумышленников (если таковые имелись) оправдались лишь частично. Конечно, мы никогда не услышим тех произведений, которые Моцарт написал бы, проживи он ещё какое-то время. Но написанные им произведения разошлись по всей Европе, и их невозможно было уничтожить. Как невозможно уничтожить память о великом австрийском гении музыки. Кликни на ссылку:  

https://www.youtube.com/watch?v=34DveyAVYww

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s