Лев Толстой: могучая совесть России

Tolstoy.young

Лев Николаевич Толстой родился в семейном поместье «Ясная поляна» недалеко от города Тулы, что к югу от Москвы в 1828 году. Родители Толстого умерли, когда он был ещё ребёнком, поэтому он со своими братьями и сёстрами воспитывался у родственников.

В 1840 году они переехали в Казань. Уже будучи юношей, Толстой мечтал о том, чтобы блистать в обществе и быть, что называется, comme il faut. Но ему мешали природная застенчивость и, как он считал, «отсутствие внешней привлекательности». Тогда же разнообразнейшие «умствования» о главнейших вопросах нашего бытия – счастье, смерти, Боге, любви, вечности – стали мучить его. С этого времени у него возникло стремление к «самоусовершенствованию» и создалась «привычка к постоянному моральному анализу».

В 1844 году Толстой поступил в Казанский университет. На вступительных экзаменах он, между прочим, показал отличные знания обязательного в то время для поступления «турецко-татарского языка». Следует также отметить, что в годы своего обучения в университете он и его старший брат стали крестными отцами двух еврейских юношей, принявших христианство.

В те же годы, он, подражая Бенджамину Франклину, начал вести дневник. В нём он ставил себе цели и правила по самосовершенствованию, и отмечал успехи и неудачи в выполнении этих заданий. При этом он анализировал свои недостатки и ход мыслей, а также мотивы своих поступков. Но с учёбой в университете у Толстого «не заладилось». Ему претило всякое образование, навязываемое извне, и всему, чему он в жизни выучился, он выучился сам.

В 1847 году он уехал к себе в Ясную поляну, где он усиленно читал Монтескье, Руссо и других французских просветителей, которыми увлёкся ещё в университете. Он также серьёзно занимался английским языком, юриспруденцией и музыкой. Толстой научился неплохо играть на фортепиано, и даже немного сочинял. Его любимым композитором был Шопен.

Кроме того, Толстой пытался наладить по-новому отношения с крестьянами и как-то загладить многовековую вину барства перед народом. В частности, он открывает школу для крестьянских детей, где и сам часто преподаёт.

Из Ясной поляны Толстой часто наведывается в Москву и Петербург, где проводит время в светских развлечениях. Не миновала его и страсть к карточной игре, в результате чего он наделал много долгов. В 1851 году по настоянию своего старшего брата, который был для него также и другом, и наставником, он уезжает на Кавказ. Там, в глухой станице, началась его литературная деятельность.

Тогда Толстой, находясь под влиянием философии Гегеля, задумал написать тетралогию «Четыре эпохи развития», из которой, в конечном счёте, получилась трилогия «Детство. Отрочество. Юность» (последняя часть – «Молодость» – была отвергнута, как противоречащая идее развития). Отослав рукопись «Детства» в литературный журнал «Современник», Толстой получил поддержку от редактора журнала поэта Николая Некрасова. Будучи напечатана в журнале, повесть имела огромный успех у читателя.

В 1854-55 годах Толстой участвует в Крымской войне, в результате чего появляются его «Севастопольские рассказы».

В 1857 году начинаются путешествия Толстого по Европе. Надо сказать, не только праздное любопытство двигало им в этих поездках. Тогда его более всего занимал вопрос: как преодолеть разрыв между кучкой образованных людей и основной массой народа? Ему хотелось знать, как решаются вопросы народного образования в различных странах Европы. С этим, в частности, было связано его пребывание во Франции и Германии. В Брюсселе он знакомится с одним из основоположников анархизма П.-Ж. Прудоном, а Лондоне – с русским революционером Александром Герценом. Многие его последующие произведения был написаны под впечатлением этих поездок и встреч.

Толстой вернулся в Россию в 1861 году, после освобождения крестьян. С новой силой он занялся устройством школ – не только в своём имении, но и по всей округе. Толстой был против излишней регламентации учебного процесса. По его мнению, всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели кто где хотел, кто сколько хотел, и кто как хотел. Тем не менее, занятия шли успешно.

В 1862 году Толстой женится. В этот период жизни он создаёт самые знаменитые свои романы – «Война и мир» и «Анна Каренина». Он также заканчивает повесть «Казаки», начатую ещё на Кавказе. Толстой счастлив в семейной жизни и находится в зените славы как писатель.

Но именно в это время Толстого начинает преследовать ощущение бессмысленности жизни и страх смерти. Вопросы, мучившие его в юности, возвращаются к нему и с новой силой требуют от него незамедлительного ответа. Его отчаяние доходило до того, что, говоря устами одного из своих героев, он «прятал шнурок, чтоб не повеситься, и ружье, чтоб не застрелиться». Таким образом, сама его жизнь становится как бы последней частью недописанной им когда-то тетралогии.

Искусство начинает утрачивать для Толстого значение как безусловной ценности. «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, – ну и что ж?», – рассуждал он. Ответы на мучившие его вопросы Толстой пытается найти в науке, философии и религии. Он штудирует книги по точным наукам. Он изучает древнегреческий и древнееврейский языки, чтобы ознакомиться с различными философскими и религиозными учениями в подлиннике. Но ни одно из существовавших тогда учений не может его удовлетворить. В конечном счёте, он создаёт своё собственное философско-религиозное учение, которое получило известность как «толстовство».

Учение Льва Толстого можно принять за философский материализм. В отличие от Карла Маркса, который опирался на рабочих, Толстой, находясь под влиянием народничества, выбирает крестьянство – кормильца всего человеческого общества, хлебопашца, хранителя многовековых традиций. Как и Маркс, Толстой выступает за общественное переустройство. Только переустройство это, по мысли Толстого, должно осуществляться ненасильственно – «изнутри», «из себя», путём всестороннего самосовершенствования. Так что толстовский «материализм» оборачивается своеобразной «философией существования», где крестьянство выступает лишь как образец «истинной жизни» для осознавшей Своё бытие, развивающейся Личности. Это вполне перекликается со знаменитым призывом Христа: «Станьте как дети».

Соответственно, образ жизни человека, согласно Толстому, должен быть близким к крестьянскому. Это подразумевало привычку к труду и ограничение потребностей. При этом Толстой делает упор на достижении человеком некоего нравственного идеала, что предполагало стремление к справедливости, правдолюбие, творение добра, а также непротивление злу насилием. «Никогда не делай такого поступка, – говорил Толстой, – который противоположен любви».

Учение Толстого получило довольно широкое распространение в России. Большое влияние оно оказало на взгляды идеолога индийского национально-освободительного движения Махатмы Ганди. Мировоззрению Толстого также была созвучна позиция музыканта и общественного деятеля Джона Леннона: «Конечно, мы все хотим совершить революцию…, но не лучше ли начать с себя и попытаться изменить мир, не прибегая к насилию

Толстой дорожил своими достижениями в области философско-религиозной и ставил их гораздо выше, чем таковые, достигнутые им в искусстве. Однажды, когда кто-то в очередной раз стал расхваливать его литературные произведения, он в сердцах возразил: «Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку».

Мощная фигура Толстого не вмещалась ни в какие рамки и вызывала раздражение и «справа», и «слева», и «посередине». Он не признавал никаких авторитетов и открыто высказывал свою точку зрения по всем злободневным вопросам общественной жизни, невзирая на лица. Философский материалист Ленин упрекал Толстого в «непоследовательности», правительство установило над ним негласный надзор полиции, Русская православная церковь подвергла его отлучению, а его жена грозилась упечь его в психушку за намерение раздать своё имущество бедным.

Несмотря на призыв к «опрощению» и нарочито пренебрежительное отношение к «высокому искусству», Толстой никогда не переставал восхищаться последним. Из всех искусств наиболее сильное воздействие на него оказывала музыка. Вслед за Бетховеном, он полагал, что музыка зажигает в человеке некий «внутренний огонь». Толстой всегда пытался найти разумное объяснение воздействию музыки на человека. Интересными в этом отношении представлялись ему взгляды Шопенгауэра, хотя он не считал, что они объясняют сущность музыки. Толстой был склонен сравнивать музыку со сном, и здесь прослеживается некоторое сходство его с Ницше (скорее всего, это лишь внешнее сходство). Выступить перед Толстым почитали за честь многие русские выдающиеся музыканты, в том числе, братья Рубинштейны, Скрябин, а также Рахманинов с Шаляпиным. А корифей русской фортепианной школы А. Б. Гольденвейзер был его близким другом, который впоследствии написал книгу «Вблизи Толстого».

В конце своей жизни Толстой пытался «бежать» из семьи и, скорее всего, из страны, чтобы начать новую жизнь, в соответствии со своими убеждениями. В одну из таких отчаянных попыток, на пути к «новой жизни», в поезде, Толстой заболел воспалением лёгких. Он умер на одной из железнодорожных станций недалеко от Липецка 20 ноября 1910 года, когда ему было 82 года.

Лев Николаевич Толстой был похоронен в своём имении, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет» того, как сделать всех людей счастливыми. 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s