Остров Крит: история и современность

CreteПредыстория моей поездки на Крит была следующая. В тот год отпуск у меня был в октябре. Куда можно было двинуть в октябре, не покидая пределов Европы, чтобы было и море, и горы, и чтобы было тепло? Я тупо взглянул на географическую карту, и мой взор упал на некий остров причудливых очертаний, расположенный на широте Африки. Это был остров Крит. Туда я и направил свои стопы.

По прилёте в столицу Крита – город Ираклион (не самом деле, это один из областных центров Греции) – нас посадили в автобус, и мне пришлось пережить утомительную процедуру развоза отдыхающих по гостиницам. Дорога петляла по серверному побережью Острова. Я смотрел в окно и всё более разочаровывался. Окружающая природа там была довольно убога: она представляла собой холмистое, безлесое пространство, кое-где поросшее низкорослым кустарником (я ожидал увидеть нечто вроде Южного берега Крыма, но северный берег Крита оказался лишь жалким его подобием). Моя гостиница оказалась последней в списке пунктов развоза, так что я прибыл к месту назначения уже порядком потрёпанный. Гостиница эта находилась довольно далеко от моря и по уровню обслуживания и предоставляемых удобств была, так сказать, «эконом-класса». В первую ночь я замёрз, и утром следующего дня мне с большим трудом удалось выпросить для себя 2-е одеяло.

Придя на завтрак, я пережил очередное разочарование: вместо обещанного «шведского стола», там было «фиксированное меню». Я уже был на взводе и начал громко высказывать своё возмущение. Но тут ко мне подошёл какой-то пожилой мужчина и на чистом русском языке сказал: «Успокойтесь, всё равно Вы ничего не измените. Раз уж Вы приехали отдыхать, надо отдыхать». Он пригласил меня к столу, где сидела его супруга. Мы познакомились: его звали Роман, её – Светлана. Это знакомство очень помогло мне освоиться на Крите. У нас сложилось взаимовыгодное сотрудничество. Они брали напрокат машину и возили меня по окрестностям. Я же помогал им с переводом на английский, особенно когда они ходили по магазинам и по дешёвке скупали там золотые украшения.

Однако наше сотрудничество длилась недолго. Вскоре они уехали, и за столом я остался один. Но одиночество моё также было быстротечно. К моему столу подошла другая пожилая пара. И я услышал – теперь уже на не очень чистом русском языке – «Рразрешиттэ? Моих новых знакомых звали Рудольф и Лили. Они были из Австрии. У нас сложилась неплохая компания, и мы много времени проводили вместе, – как за трапезой, так и на совместных прогулках, – беседуя о всякой всячине. Мы говорили по-английски, но некоторые мои мысли я пытался выразить по-немецки. Рудольф одно время работал в России: он понимал и мог немного изъясняться по-русски. Мне особенно забавляло, когда на мой вежливый вопрос: «Wie geht es Ihnen?» он отчётливо отвечал: «Ва-ши-ми мо-лит-ва-ми».

Через несколько дней настал и их черёд уезжать. Несмотря на краткость нашего знакомства, мы простились, как старые друзья. Но как только я вновь остался один, к моему столу подошла женщина, поставила на стол бутылку сухого вина и спросила по-английски: «У Вас свободно?»  Я улыбнулся и сказал: «You’re welcome, madam». Хотя мы не были знакомы, я уже давно приметил эту даму. У нея был орлиный нос, она выглядела как заправская немка, и я мысленно прозвал её «Брунгильда». Она обычно сидела за соседнем столом и беспрерывно что-то обсуждала со своей визави. Причём говорила в основном ея визави, а «Брунгильда» лишь патетически ей поддакивала (оне говорили по-немецки, до меня долетали лишь отдельные слова, и я не мог понять, о чём оне всё время говорили). «Где же Ваша компаньонка?» – спросил я. «Она отравилась», – сверкнув стальными глазами, ответила «Брунгильда». «И вообще я ей не нянька, – продолжала она, – и между нами нет ничего общего». Сказав это, «Брунгильда» подала мне бутылку, я её откупорил, и мы выпили: «За знакомство!» Вскоре мы уже оживлённо беседовали «за жизнь», в промежутках распевая популярныя песни, типа:

  • In einem Bächlein helle,
  • Da schoß in froher Eil
  • Die launische Forelle
  • Vorüber wie ein Pfeil.

У нас с «Брунгильдой» получилось нечто вроде романа. И звали её вовсе не «Брунгильда», и немкой она была лишь наполовину. На самом деле, её звали Мáргит, и в неё текла венгерская кровь. При расставании она подарила мне целую сумку гостинцев, где была маленькая бутылка шампанского, шоколадные конфеты, фрукты, и ещё множество милых и не вполне съедобных вещичек (некоторыя из них я до сих пор храню). Жила она в Австрии, у самого Боденского озера (улица, на которой она жила, так и называлась: Seestraβe). Мы долго переписывались, обменивались подарками. Я даже хотел к ней приехать, но в последний момент передумал: наверное, там у неё очень сыро, на берегу…

Впрочем, моё пребывание на Крите не ограничивалось общением с моими живыми современниками – оно шло как «фон». Основное же моё там времяпрепровождение, конечно же, было посвящено знакомству с историческими памятниками, коих на Крите великое множество. Конечно же, прежде всего я поехал смотреть знаменитый дворец царя Миноса. Экскурсия была очень насыщенная. У нас было 2 гида: Катя и Эвридика, и если кто-то что-то не понял или недопонял на русском языке, та же информация дублировалась на английском. Минойская культура существовала в 3-м тысячелетии до Р. Хр., и я никак не мог взять в толк, что вся т. н. «классическая Греция», которая считается колыбелью европейской цивилизации, со всеми ея Богами и героями, тогда ещё не появилась.

А жили минойцы очень неплохо. В городах были мощёныя дороги, канализация, в домах – «световые колодцы» для освещения. Неудивительно, что соседи-греки завидовали минойцам и рассказывали про них всякия небылицы. Конечно, во дворце Миноса действительно было много помещений. Но сказать, что это был «лабиринт», было бы преувеличением и являлось плодом богатого воображения греческих «туристов». Распространённой народной забавой у минойцев было ухватить быка за рога и перекувырнуться через него. Некоторые греческие «туристы» также пытались последовать их примеру, однако это часто заканчивалось плачевно. Так родилась та самая пресловутая «легенда о Минотавре»: на Крите есть «лабиринт», в котором живёт чудовище с телом человека и головой быка, которому регулярно приносятся в жертву юноши и девушки.

А жили минойцы очень неплохо. В городах были мощёныя дороги, канализация, в домах – «световые колодцы» для освещения. Неудивительно, что соседи-греки завидовали минойцам и рассказывали про них всякия небылицы. Конечно, во дворце Миноса действительно было много помещений, и расположены они были на разных уровнях. Но сказать, что это был «лабиринт», было бы преувеличением и являлось плодом богатого воображения греческих «туристов». Распространённой народной забавой у минойцев был кувырок через быка. Некоторые греческие «туристы» также пытались последовать их примеру, однако это часто заканчивалось плачевно. Так родилась та самая пресловутая «легенда о Минотавре»: на Крите есть «лабиринт», в котором живёт чудовище с телом человека и головой быка, которому регулярно приносятся в жертву юноши и девушки.

Ещё я в был в пещере, где родился  Зевс  – предводитель сонма древнегреческих Богов. Его родителями были брат и сестра Кронос и Рея – Боги плодородия, дети Урана (Неба) и Геи (Земли). Ближайшим проявлением Зевса считали молнию, поэтому Его прозвали Громовержцем. Это был аналог русского Перуна (почему-то в рамках классического образования в России изучалась не русская, а древнегреческая мифология, и жизнь наших Богов мы не знаем в таких подробностях, как жизнь Богов древнегреческих). Пещера, где Рея родила Зевса, – просторная, со сталактитами и сталагмитами, а также с подземным озером. Говорят, что на Крите есть и могила Зевса. Некоторые считают это курьёзом. Но, на самом деле, здесь проявляется очень важная особенность древнегреческой культуры – отсутствие догматизма и само-ирония. Их мудрецы говорили, что в отношении сверхчувственных вещей «у людей догадка лишь бывает». Философ Ксенофан, описывая своего Бога-Землю, «для наглядности» представлял Его как «комок грязи». А жители «идеального государства», воспетого Платоном, признавались: «Мы лишь актёры, играющие в печальнейшей из пьес».

Я также посетил Археологический музей в Ираклионе, где собраны многочисленные экспонаты, связанные с минойской цивилизацией. На Крите был не только культ Быка. Главным культом там, пожалуй, был культ Богини-Матери, с честь Которой устаивались праздники и Которой приносились жертвы. Мать-Богиня изображалась с вознесёнными руками (в христианстве Она переосмыслилась как Богородица-Оранта). Ещё одним символом этой цивилизации была двойная секира.

Заезжали мы и в монастырь Богородицы Сердечной (Панайя Кера), построенный в византийский период (в 13-м веке по Р. Хр.) в живописной горной местности. Там я купил несколько небольших копий чудотворной иконы Божией Матери. По возвращении в Россию подарил их своим друзьям. Хотя и монастырь был православный, и Богородица «сердечная», не все восприняли мой дар с отрытым сердцем – некоторым надо было прежде «посоветоваться с батюшкой»

Наконец, нас возили на праздник народной музыки, сопровождавшийся обильным угощением и возлиянием. Критская музыка показалась мне отличной от той, что звучит, скажем, в Аттике: она мне более напомнила турецкую или даже арабскую. Впрочем, музыка, которой нас тогда «потчевали», была в основном танцевальная, там почти не было лирических, протяжных песен, так что составить полное впечатление о критской музыке мне не представилось возможным.

К концу моего пребывания на Крите я совершенно освоился. Мне уже нравилась наша небольшая гостиница: я познакомился с ея милой хозяйкой, и в бытовом отношении я уже ни в чём не испытывал нужды. И официантка уже не хамила и не размахивала своей грязной тряпкой у меня перед носом, но наоборот, иногда даже давала мне «добавку». Я говорил ей: «эвхаристó» (спасибо), на что – она громогласно ответствовала – «паракалó» (пожалуйста).

Маргит уехала. Но теперь мы скорешились с гостиничным барменом, которого звали Михалис. Мы с ним часто болтали, он учил меня греческому и на прощанье подарил кассету с греческой музыкой. Я также изучал греческий самостоятельно, по самоучителю и уже мог довольно бойко торговаться на этом языке в магазинах и на рынке. Правда, на первых порах меня смущало одно обстоятельство: дело в том, что «да» по-гречески звучит как «нэ», и при этом они ещё «отрицательно» мотают головой. Говоря же «нет» («охи»), они, напротив, «одобрительно» кивают.

Я часто бродил по окрестностям, изучая эту холмистую полупустыню. Говорят, что где-то в глубине Крита есть кипарисовые леса, но до них я так и не добрался. Встречались мне заборы, сложенные из камней, оливковые сады, овечьи отары. С крестьянами я обменивался традиционными греческими приветствиями. Выезжал я и в ближайшие города – Иерапетра и Айос Николаос, – которые мне показались типичными прибежищами средиземноморского образа жизни.

Уже было прохладно, но вода в Средиземном море была вполне пригодна для купания. На дне было много морских ежей, но иголки у них хрупкие, и уколы их не болезненны. В вечерние часы я не уходил далеко и в основном гулял по посёлку. Дома там, как правило, 2-этажные, на одну семью. Внизу обычно располагается небольшой магазин, либо кафе, а верхний этаж – жилой. Таким образом, заведения эти открыты практически круглосуточно. На некоторых домах были заметны надписи «ПАСОК» (Всегреческое социалистическое движение) – следы недавних политических баталий.

В одну из таких вечерних прогулок я набрёл на небольшое кафе. Я не хотел заходить туда, но неожиданно в проёме двери возникла миловидная женщина и окликнула меня на чистом английском языке: Good evening, sir! How are you? Я удивился: конечно, многие критяне говорят по-английски, но весьма своеобразно. Здесь же явно повеяло Альбионом. I’m fine, thank you, – ответил я и добавил: «Вы так прекрасно говорите по-английски!» «А я из Уэльса», – ответила она. Я не растерялся и поприветствовал её по-валийски: “Shud ichi!” (шуд ихѝ) Теперь она удивилась:

  • А вы знаете валийский?
  • Да нет, пару слов.
  • Ну, так, может, Вы зайдёте в наше кафе?

Расположившись за столиком, я заказал бутылку пива и нарезку сыра. Дорис – так звали хозяйку – отлучилась на некоторое время. Когда она вернулась, на подносе у нея был не только мой заказ, но также стаканчик ракѝ (греческого самогона) и блюдечко с тонко нарезанным салом. «А это Вам от хозяев», – пояснила она. Я поблагодарил её и спросил: «А как Вы оказались на Крите?» Дорис присела ко мне за столик и рассказала свою историю. Некогда она жила в уэльской деревушке на берегу Кельтского моря. Как и многия девушки, она ждала своего принца. И вот однажды этот «принц» явился перед ней в образе бравого греческого моряка. Он увёз её к себе, и они стали жить вместе, тоже в деревушке, но уже на берегу Критского моря. С тех пор прошло немало лет. Молодость ушла. Любовь, по-видимому, тоже. Но, как сказал поэт:

  • Привычка свыше нам дана –
  • Замена счастию она.

Дорис продолжает жить в этой глуши, вдали от родных и друзей. «Бываете ли Вы у себя на родине?», – спросил я. «Очень редко», – ответила она.

  • А чем занимается Ваш муж?
  • Он катает на катере иностранных туристов.
  • А где он сейчас?
  • А вот он –

– Дорис указала на один из столиков. Там я увидел грузного, седого, пожилого мужчину, который пьянствовал с немецкими туристами. Я был растроган ея рассказом. Но мне пора было идти: то был последний день моего пребывания на Крите, и ранним утром следующего дня мне надо было уже быть в аэропорту. Я поцеловал Дорис на прощанье и побрёл по тихим улочкам ночного посёлка.

Безимени-3Ну, вот я и в самолёте. Рядом со мной села женщина – наконец-то россиянка, – с которой у нас сразу же завязался разговор. Я и она были переполнены впечатлениями, и нам не терпелось ими поделиться. Мы говорили почти без умолку, так что все 3 часа полёта пролетели незаметно. На следующий день я появился на встрече с друзьями в традиционном греческом головном уборе.

Leave a Reply

